мой волшебный мир кулинарии и творчества (laura_mz) wrote,
мой волшебный мир кулинарии и творчества
laura_mz

Categories:

Писатель - Художник. Семь смертных грехов

Автор - soorgi. Это цитата этого сообщения

Писатель - Художник. Семь смертных грехов

"Как Иероним Босх нарисовал семь смертных грехов

Писатель всегда покупает серёжку безухому. Торгует мыслями. Художник же хочет эти мысли увидеть. А человеческие мысли никогда не стоят на месте. Каких только мыслей нет, и кто знает, чьи они, зачем они, чьими они не были и чьими не будут, но приходится их терпеть. Есть мысли быстрые и необузданные, как табун лошадей, есть блудливые и кровожадные, как собачья свора. Одни медленные и злопамятные, словно стадо слонов, другие ненасытные и прожорливые, будто свиньи, а бывают и завистливые, как обезьяны. А уж сновидения! Там собрались все задние мысли, которые промелькнули в твоей голове наяву и поспешили удрать, словно стайка сребролюбивых сорок или рыб. Их теперь не собрать под одной шапкой, в одной голове. И вот уж бредут по берегу новые мысли, ленивые, словно стадо буйволов... Словом, все семь смертных грехов роятся у людей в головах и ждут своего часа...

Но иногда, правда очень редко, случается и иначе. Покажется вдруг из чащи, как волшебный единорог, одинокая и чудесная мысль, взглянет на тебя  и сразу забудет, а ты её потом помнишь до скончания века. Из одной такой мысли и родилась у Босха картина о семи смертных грехах. А мысль была грустной и истинной. Вот она:

Никто не смеётся в моих снах"

М. Павич "Волшебный источник"


 (699x603, 261Kb)

Семь смертных грехов
Четыре последние вещи
1475-80 гг., дерево, масло, 120 x 150 см.
музей Прадо, Мадрид, Испания

 

Не стану строить из себя великого ценителя и тонкого знатока творчества волшебного М. Павича и гениального И. Босха (Иеронимуса Антонисзона ван Акена). Наверное, сделать это достаточно просто, сейчас вообще просто быть эрудитом и умницей - что называется "я и мой друг Googl знаем всё" - но это совершенно неинтересно. Мне кажется, что со страницы поста должен быть видны глаза его автора или хотя бы его улыбка. Отвлёкся. Просто однажды, встретившись с творчеством нидерландского художника и, позже, сербского прозаика, полюбил, и у меня такое ощущение, что с возрастом это чувство становится всё глубже и интимнее. Но существовали они до определённого времени отдельно друг от друга, совершенно порознь. Всё началось с того, что в одном из рассказов Милорада Павича прочёл вышеприведённые слова и вспомнил довольно странную, ни на какую другую не похожую  и завораживающую картину, виденную ранее; нашёл её, а потом ещё и ещё раз читал очень точные слова прозаика, одновременно рассматривая картину. И круг замкнулся: слова нашли образ, который предвосхитил их.  

Будь я организатором выставки Босха, то эту его работу (как считается -  одну из ранних),  разместил бы так, чтобы зритель  подходил к ней по возможности издалека и в одиночку. Хотя, вообще говоря, она не может не привлечь внимание в каком угодно зале, это абсолютно исключено - на тёмном фоне  пять цветных кругов, центральный - самый крупный. На картине вообще много кругов и у каждого своё предназначение. Постепенно приближаясь, станет понятен замысел художника - из центральной части на осмелившегося приблизиться взирает  глаз - Всевидящее Око Божье, в зрачке которого - Христос, показывающий на раны, тем самым смотрящего. И я вам скажу, при взгляде на это око, по мысли Босха - Бог голубоглаз.   



 (544x533, 254Kb)

В этой картине, несмотря на некоторую простоватость и этакую "мужицкую грубость" образов, практически нет случайных или ненужных деталей, всё взаимосвязано и подчинено некоей мысли - и ни прибавить, ни отнять. Как бог в центре всего мироздания и мира человека верующего, так и глаз этот - в центре картины.  "Cave, cave, Deus videt" - гласит надпись во втором круге:  «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Вот главная нравоучительная мысль, видимо раньше нравы были много проще, художник не скрывает её, ставит в центр, возвеличивая.  Впрочем, эта надпись - не последняя. На картине 2 штандарта, на которых - цитаты из текста Ветхого Завета (книга Второзакония 32:28-29 и 32: 20), лично мне показалось (не поленился, полез, нашёл перевод) - они поясняют: почему собственно нужно бояться. Сверху:



 (697x172, 53Kb)


28 Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла.
29 О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!

Снизу:


 (698x207, 57Kb)

 
32:20 И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности. 

Сурово всё и серьёзно. В последнем центральном круге, самом широком и живописном, разделённом на семь секторов - по числу грехов, можно видеть жанровые сценки, иллюстрирующие каждую из греховных страстей. Даже в этой близости "греховного" круга к стилизованному Оку Божьему, есть своя мысль:  греховное - всегда на глазах у господа, всегда в центре его внимания, его не скрыть, не спрятать, за него отвечать. И было бы даже скучно, нравоучения и поучения - что хорошего, если бы не гротескные, полные грубоватого юмора житейские сценки, больше похожие на карикатуры - по одной на каждый грех и внизу, как и положено - подпись: с чем дело имеем. Как это сочетается, как это сделано? Не знаю в чём тут дело, но на них хочется смотреть и смотреть. Грех - сладок, он - не страшен в таком виде, тем и опасен. С кем не бывало? Вот, пожалуйста - гнев. Красавцы, правда?



 (700x391, 135Kb)



Если от этой сценки перемещаться дальше по секторам против хода часовой стрелки, то дальше видим иллюстрацию гордыни.



 (618x598, 123Kb)


Кого видим? Женщину, занятую рассматриванием себя, любимой, в зеркале. Почти пряничный рисунок, правда? Только зеркало держит кто? А вот он - демон, и держит -  и в этой пряничной благости почти неразличим. Детали, детали, детали - их много, они важны у Босха.  Далее перед нами - похоть и сладострастие: две пары, занятые собой, их силятся развлечь некто вроде клоунов, надо понимать они сюда тоже попали неслучайно - нечего, понимаешь, бесовские пляски плясать.  



 (700x492, 169Kb)


Лень и/или уныние показывает следующая сцена. Иллюстрация, на мой вкус, не очень понятная - монашка пытается воззвать к исполнению долга  обленившегося священника, а тот уснул, и кошка рядом с ним тоже спит. И никто не шелохнётся и ничего  не боится.



 (561x609, 107Kb)


А вот следующая миниатюра, пятая по счёту, просто шедевральная. Она о чревоугодии. Бедно в комнате, очаг на полу, лохмотья... Казалось бы: вот он, главный грешник - ненасытный толстяк в центре но всё так просто. Все, все кто есть в комнате либо с пищей, либо с жаждой набить утробу, а значит - грешны.  





 (699x505, 170Kb)


На шестой миниатюре, по всему видно - картинка суда, либо чиновник, принимающий решение. Тут уж всё ясно - алчность, ненасытность, жадность главный грех. Присмотреться - точно, один из просителей в "случайно" и невзначай повёрнутую ладонь кладёт монетку. Ну и за кем будет решение, есть сомнения? 



 (699x590, 190Kb)




Ну и наконец - зависть. Парочка, поджав губы, смотрит на мужичка с птичкой, видимо хотят такую же, тем временем кто-то с завистью смотрит на их дочь. Даже у собак, под ногами которых две кости, смотрят  на третью, в руках хозяина. Слаще завсегда то, что имеет другой. Кстати: на работягу, волокущего мешок, никто не смотрит - чему тут завидовать?





 (700x546, 117Kb)


Дальше, не стану скрывать, мысль не моя, и она показалась очень мне важной, оттого, потупя очи, цитирую: "Интересно обратить внимание вот на что: мы традиционно говорим о семи грехах, хотя строго говоря, это ведь не грехи, как поступки - кража, убийство или другие греховные деяния человека. Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам." Словом, это - те самые мысли и сновидения, из высказывания Павича, которые непрерывно  роятся "в головах у людей и ждут своего часа".  

Увлёкся. Пост получается длинным, как тот обед, что начался в полдень и закончился перед смертью. Однако, нельзя не сказать про “четыре последние вещи” (так тогда выражались) : Смерть, Страшный суд, Ад и Небесные врата. Это четыре круглых изображения по углам картины. Вот они-то и должны вызывать трепет у зрителя, в них и в помине нет ни юмора, ни насмешки. "Так будет - говорят они, - и это последнее, что с тобой будет". Страшно.

Смертное ложе (верх, левый угол)



 

 (544x543, 259Kb)



Вот умирающий. Смерть на пороге.  Ангел-хранитель - слева, за спиной. Рядом  -  священники, смею надеяться - врач.  Но зло всегда рядом, попирая смердящим  задом и святость (ангел) и благочестие и саму жизнь.
 

Страшный суд (верх, правый угол)



 

 (544x527, 268Kb)



Красиво. Цвета какие радостные. Ангелы трубят. Христос сидит на прозрачном шаре, символизирующем сущий мир, на него опираясь и его же  попирая, будучи выше всего. Праведники наготове. Внизу - грешники, тонущие в грязи, отправляясь в Ад.
 

Ад (низ, левый угол )


 

 (544x536, 266Kb)


Тут - без комментариев. В исполнении Босха ад страшен, как ничто другое.
 

Небесные врата(низ, правый угол)


 

 (544x546, 300Kb)


Небесные врата…  Здесь принимают в рай. И даже здесь нашлось место злу -  демон пытается отбить от людского стада хоть кого-нибудь, но поражён копьём (кажется это всё-таки копьё).  Вот пожалуй и всё, если только не забыть упомянуть про изумительные цвета на картине, которая, оказывается совсем даже не на холсте, а на дереве и очень возможно, изначально предназначалась как столешница к столу.
Впрочем, нет - не всё. А про черноту на фоне которой расположены все эти живописные круги, забыл? Совсем нет. Это, как мне кажется, не просто тёмный фон, а намёк на то, что важнее всех этих вещей в жизни человеческой и нет ничего. И, если бы я был человеком религиозным, то наверное - поверил бы в это.  Замечательная картина.

Источники:
1) не могу не указать собственную голову (ссылка затерялась)
2) здесь - картинка с разрешением 2863х2441, весит 1.10 Мб (больше не нашёл, а хотел бы).
3) ещё вот здесь
4) можно тут посмотреть  и сюда заглянуть
Вообще же ссылок - миллион, было бы желание и приличный провайдер. И если кого-то в рассказе покоробил мой слегка игривый тон, то искренне прошу прощения - это не от желания шутовства, скорее от горячего желания жизни.

Серия сообщений "о художниках":
Часть 1 - Марк Шагал
Часть 2 - ДЕГА (Edgar Degas) Илер Жермен Эдгар
...
Часть 23 - Берта Моризо, импрессионизм
Часть 24 - Иероним Босх / Hieronymus Bosch, "столешница"
Часть 25 - Писатель - Художник. Семь смертных грехов

Серия сообщений "живопись":
Часть 1 - Работы художника ELENA ILKU
Часть 2 - "Умер как Рафаэль"
...
Часть 7 - Василий Дмитриевич Милиоти / Vasili Milioti
Часть 8 - Пигмалион и Галатея
Часть 9 - Писатель - Художник. Семь смертных грехов

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Я вернулась с моей новой бижутерией, ура!

    Я вернулась с моей новой бижутерией, ура! Случился у меня такой большой перерыв, не могла никак добраться до компьютера несколько месяцев... Но без…

  • Пельмени с фаршем из индейки

    Иногда балую себя любимую пельмешками. Обычно беру фарш индейки смеси тёмного и белого мяса, лук, зелень. Тесто из делаю из смеси 3х разновидностей…

  • Сироп из молодых побегов ели

    Нашла информацию о том, что можно использовать в пищу молодые побеги хвойных деревьев. Их добавляют в салаты, можно сделать прохладительный напиток…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments