мой волшебный мир кулинарии и творчества (laura_mz) wrote,
мой волшебный мир кулинарии и творчества
laura_mz

РОДОНАЧАЛЬНИК ИМПРОВИЗАЦИОННОГО ДЖАЗА ДИЗЗИ ГИЛЛЕСПИ

Автор - Алекс_Мише. Это цитата этого сообщения

Родоначальник импровизационного джаза Диззи Гиллеспи

1 (253x186, 14Kb)
Выдающийся джазовый трубач-виртуоз, вокалист, композитор, аранжировщик, руководитель ансамблей и оркестров, родоначальник современного импровизационного джаза Диззи Гиллеспи (настоящее имя Джон Биркс Гиллеспи) родился 21 октября 1917 года в Южной Каролине девятым и последним ребенком в негритянской семье. Он рано познакомился с музыкой благодаря присутствию в доме нескольких музыкальных инструментов его отца-каменщика, который по совместительству был лидером местного бэнда.

 

После смерти отца в 1927 году Джон был принят в Лоринбургский негритянский общеобразовательный колледж, где обучался на музыкальном отделении по классам тромбона, теории и гармонии. Затем самостоятельно овладевает трубой (от игры на которой приходит в восторг), фортепиано и ударными инструментами. А с 15 лет полностью переходит к игре на трубе. Прозвище «Диззи» (головокружительный, ошеломляющий), он получил ещё в детстве за склонность к озорным проделкам и эксцентричным выходкам, шокирующим окружающих. В годы учёбы выступает в ученическом оркестре своего учебного заведения. Диплом об окончании Лоринбургского колледжа получает в 1937 году.


Профессиональную деятельность Диззи начинает ещё в филадельфийских клубах. Там он устраивается работать в местном бэнде Фрэнка Фейрфакса как 3-й трубач, — подражая своему кумиру Рою Элдриджу. В 1937 году переезжает в Нью-Йорк и, успешно пройдя прослушивание, поступает в гарлемский оркестр Тедди Хилла работавший в «Savoy Ballroom». В этом оркестре Гиллеспи становится преемником Роя Элдриджа и с успехом гастролирует с коллективом по Европе, являясь третьим трубачом бэнда. За довольно короткий срок он начинает играть некоторые партии первой трубы, и уже больше учит других музыкантов, чем учится сам. Сотрудничество с Тедди Хиллом продолжалось вплоть до роспуска оркестра в 1939 году.

 


По возвращении в США участвует в культурной программе Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939), и в течение 2-х месяцев сотрудничает с пианистом Эдгаром Хейсом. В это время Гиллеспи уже завоевывает известность благодаря своей «головокружительной» пассажной технике и непривычному для поклонников свинга музицированию — нервозно-импульсивному, взрывчатому, с поворотами и изломами мелодии, неожиданными акцентами и паузами, усложненной гармонической структурой.
2 (255x184, 10Kb)В дальнейшем он выступает с оркестрами Мерсера Эллингтона и Эллы Фитцджеральд, а зимой 1941-42 года играет у Бенни Картера, затем у Чарли Барнета, Леса Хайта, Кэлвина Джексона и Лакки Миллиндера.

 

Активно занимается аранжировкой, выполняя заказы для оркестров Вуди Германа, Джимми Дорси и других. Летом 1942 года Диззи Гиллеспи создает в Филадельфии квартет — первый в истории джаза боп-ансамбль, где на барабанах играл белый музыкант Стэн Леви. В конце того же года Гиллеспи входит в состав оркестра Эрла Хайнса, где была необычайно высокая концентрация ещё никому не известных сторонников нарождающегося стиля бибоп (Чарли Паркер, Бенни Харрис, Бенни Грин, Уорделл Грэй, Сара Вон, Билли Экстайн), стремящихся к обновлению традиционного музыкального языка джаза. После распада оркестра Хайнса, Диззи Гиллеспи играет в комбо Коулмена Хокинса, а затем в оркестре неповторимого маэстро джаза Дюка Эллингтона.

 

В последующий период Гиллеспи работает со своим составом, где продолжает активно разрабатывать стилистику бибопа. В 1944 году работает в оркестрах Джона Кирби и Билли Экстайна, в 1945 году — выступает с квинтетом Чарли Паркера а затем создает биг-бэнд, с которым гастролирует в южных штатах. В 1946 году Диззи обновляет состав своего оркестра, добавляет в ритм-группу нескольких перкуссионистов (самым известным стал Чано Позо), подчеркивая, таким образом, афроамериканские корни джаза. В композициях и аранжировках оркестра упор делается не на звучание инструментальных групп, а на игру солистов-импровизаторов. В 1946-48 оркестр несколько раз гастролирует в Европе.

 


Возвратившись из Европы, он стал музыкантом, пользующимся большим успехом. Но настоящее дело для Диззи началось, когда он попал в клуб Минтона в Нью-Йрке и стал регулярно играть на сессиях с Чарли Паркером, Телониусом Монком, Бадом Пауэллом и Кенни Кларком, которые настойчиво экспериментировали в поисках новой неслыханной музыки. Именно с этой музыки, получившей вскоре довольно легкомысленное название «бибоп», началась эра «модерн-джаза». Джем-сейшены у Минтона вызывали немалый интерес в музыкантской среде и ажиотаж вокруг клуба. Где-то в этот период за ним навсегда утвердилось прозвище "Диззи" - непоседа, тронутый, чокнутый. Безусловно, такое прозвище имело под собой основания. Сальные шутки Диззи на сцене, его шумный и веселый стиль объявления номеров не мог не вызвать некоторого шока у истеблишмента. В моду вошли береты, эспаньолки, очки в массивной черной оправе, курение трубок – все это шло от Диззи.

 

3 (274x181, 10Kb)
С середины 40-х годов, преодолев потоки брани в масс-медиа и непонимание джазовых критиков, бибоп занимает прочное и во многих отношениях ключевое положение в джазе. Роль Гиллеспи здесь очень велика. Стало очевидно, что он был наиболее популярным музыкантом бопа. Труба Диззи стала самой чистой, самой победоносной и одновременно самой гибкой трубой, звучавшей когда-либо за всю историю джаза. Почти каждая фраза, которую он играл, стала совершенной. Можно сказать, что Диззи пережил на музыкальной сцене всех других прародителей бибопа. В постоянных поисках новых путей развития джаза, Диззи был одним из первых, кто представил миру джаза афро-кубинские ритмы и элементы, такие как калипсо, болеро и румба. Своей быстрой и крайне эмоциональной музыкой биг-бэнд Гиллеспи завоевал множество поклонников в США и в Европе.

 

Впрочем, его деятельность не ограничивалась только музыкой: всю жизнь он боролся за равные права музыкантов вне зависимости от их цвета кожи и происхождения. В 1963 году Диззи выдвинул свою кандидатуру на пост президента США, выставив главным пунктом программы переименование Белого дома (White House) в Дом Блюза (Blues House) и назначение Майлза Дэвиса на должность директора ЦРУ. Такие крупномасштабные сюрреалистические шутки дают некоторое представление о личности Гиллеспи. В середине 70-х он возглавлял длительные мировые гастроли с оркестром United Nations Band.

 


В 1980-е годы Диззи Гиллеспи руководит биг-бэндами «Dream Band», «United Nations Orchestra», в которые входили трубачи Артуро Сандоваль и Клаудио Родити, саксофонист Пакито Д'Ривера, перкуссионист Аирто Морейра, вокалистка Флора Пурим. Сотрудничает с молодыми коллегами, которых по праву считает своими учениками - с Джоном Фэддисом, Артуро Сандовалем, Уинтоном Марсалисом. В 1989 году Гиллеспи дает 300 концертов в 27 странах мира и 31 штате США, коронуется как племенной вождь Нигерии, получает 14-ю в своей жизни степень почетного доктора (на этот раз от бостонского музыкального колледжа Беркли). В этом же году удостаивается степени командора Ордена искусств и литературы Французской Республики и премии «Грэмми» за заслуги в течение всей жизни. Звезда Диззи Гиллеспи заложена на голливудской Аллее Славы в Лос-Анжелесе. В 1990 году он единственный раз со своим оркестром выступает в Советском Союзе, в московском Театре эстрады.


4 (283x178, 44Kb)
Каунт Бэйси как-то сказал о нем: «Гиллеспи создал 75 % современного джаза», а знаменитый музыкант Бенни Картер, оценивая виртуозность исполнителя, говорил: «Изобретатель трубы знал, что есть вещи, которые на этом инструменте реализовать нельзя, но он забыл сказать об этом Диззи».
Вклад Диззи Гиллеспи в развитие джаза огромен. В течение многих десятилетий он олицетворял собой собирательный образ «головокружительного» джазмена, был недосягаем как джазовый виртуоз и сумел оказать влияние на многих музыкантов последующих поколений.

 

Являясь одним из величайших джазовых трубачей ХХ столетия и непревзойденным гигантом джаза, он был вдохновенным педагогом, который всегда записывал свои музыкальные инновации и с удовольствием разъяснял их своим ученикам. Он открыл миру целую плеяду композиторов и аранжировщиков, среди которых Гил Фалле, Джон Льюис, Чикко О'Фэррил и Тэд Дамерон. Его знаменитый берет и очки в роговой оправе, манера слогового пения (скэт), труба с изогнутым раструбом, сильно надутые щеки и жизнерадостный характер - все это способствовало популяризации современного стиля в развитии джаза - бибопа.
Скончался Диззи Гиллеспи 6 января 1993 года в городе Инглвуд, штат Нью-Джерси.

 






 


Серия сообщений "Великие музыканты":

Часть 1 - Глен Миллер
Часть 2 - Полюбите пианиста
...
Часть 21 - "Лирик джаза" пианист Билл Эванс
Часть 22 - Джон Колтрейн - выдающийся саксофонист ХХ века
Часть 23 - Родоначальник импровизационного джаза Диззи Гиллеспи
Часть 24 - К 70-летию Муслима Магомаева
Часть 25 - Король вальса Иоганн Штраус
...
Часть 41 - Джазовый тенор-саксофонист Коулмен Хокинс
Часть 42 - Эдди Рознер и его джаз-оркестр
Часть 43 - Уинтон Марсалис - Джаз в Marciac 2009
 

Серия сообщений "jazz, музыка":
Часть 1 - John Mayall - отец британского блюза.
Часть 2 - Такого умирающего лебедя ещё никто не видел. Lil Buck and Yo-Yo Ma
...
Часть 28 - ИЗ КЛАССИКИ ДЖАЗА
Часть 29 - КАУНТ БЭЙСИ - НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ МАСТЕР СВИНГА
Часть 30 - РОДОНАЧАЛЬНИК ИМПРОВИЗАЦИОННОГО ДЖАЗА ДИЗЗИ ГИЛЛЕСПИ

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Я вернулась с моей новой бижутерией, ура!

    Я вернулась с моей новой бижутерией, ура! Случился у меня такой большой перерыв, не могла никак добраться до компьютера несколько месяцев... Но без…

  • Пельмени с фаршем из индейки

    Иногда балую себя любимую пельмешками. Обычно беру фарш индейки смеси тёмного и белого мяса, лук, зелень. Тесто из делаю из смеси 3х разновидностей…

  • Сироп из молодых побегов ели

    Нашла информацию о том, что можно использовать в пищу молодые побеги хвойных деревьев. Их добавляют в салаты, можно сделать прохладительный напиток…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments