мой волшебный мир кулинарии и творчества (laura_mz) wrote,
мой волшебный мир кулинарии и творчества
laura_mz

Category:

Французский художник Поль Сезанн (Paul Cezann 1839 — 1906)

Автор - Томаовсянка. Это цитата этого сообщения

Французский художник Поль Сезанн (1839 — 1906)
 

Меня привлекают безграничные фантазии природы... природа раскрывается мне постепенно, я продвигаюсь очень медленно - совершенствоваться следует бесконечно

            
Поль Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Он был единственным сыном властного отца и вырос в тихом тенистом Экс-ан-Провансе, старой провинциальной столице Южной Франции, в 15 милях в глубь страны от Марселя.

    Известно, что предки Сезанна в XVII веке эмигрировали на юг Франции из городка Чезана Туринезе в итальянских Альпах. Среди них были сапожники, парикмахеры, портные.

Поль Сезанн. Фотография.1861

    Отец Поля, самоуверенный и напористый Луи-Огюст Сезанн отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Вернувшись в Экс, он вложил свои сбережения в оптовую и розничную торговлю шляпами, преуспел в этом и со временем стал ссужать производителей шляпного фетра деньгами.   Вскоре этот "грубый и жадный" человек - таким он запомнился друзьям детства Сезанна - сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. 
 

 

 

В сорок лет Луи-Огюст взял в любовницы одну из девушек, служивших в его лавке, - Анн-Элизабет-Онорин Обер. Он женился на ней в 1844 году, когда Полю было пять, а старшей из двух его сестер - три года.                                                                                    

  В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в Коллеж Бурбон. Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени. Сезанн учился хорошо, если не блестяще, и получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. На протяжении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция. 

    С ранних лет Сезанн тянулся к искусству. Рисование было обязательным предметом и в школе Святого Жозефа, и в Коллеж Бурбон, а с 15 лет он начал посещать свободную академию рисунка. Однако ежегодного приза по рисованию в коллеже Сезанн никогда не получал - его в 1857 удостоился лучший друг юного Поля Эмиль Золя. Эта дружба длилась почти всю жизнь.


    Сезанна и Золя сближало и увлечение литературой. В особенности они восхищались романтизмом Виктора Гюго, Альфонса Ламартина, Альфреда Мюссе. Много говорили о будущем, внушая друг другу решимость посвятить сжизнь искусству, оба видели себя поэтами.


    Дружба Золя и Сезанна была важна для них обоих. Во многом под влиянием Золя Сезанн выбрал путь художника. В свою очередь размышления Сезанна о живописи определили вкусы Золя в области изобразительного искусства. Вместе с матерью Сезанна, его сестрой Мари и впоследствии сыном Полем Золя стал постоянным, хотя и не всегда вызывавшим доверие советчиком и опорой художника во всех практических делах. Пожалуй, самые ценные сведения о юности художника мы можем извлечь из заметок Золя к написанному много позже роману "Творчество", прототипом главного героя которого явился Сезанн.


  В 1886 Сезанн женился на Марии-Гортензии Фике. Через три года у них родился сын, названный Полем. Эмоциональные узы позволили сохранять этот странный союз сорок лет.







Мятежные сверстники Сезанна отстаивали новые методы - работу на "пленере". Художник Эжен Буден начал писать на природе еще в 1850, но и в середине 60-х, когда Писсарро и Моне стали работать таким образом, это казалось смелым нововведением.


    "Я помню, - писал много лет спустя Писсарро, - что хотя я был полон рвения, но даже в возрасте около сорока не имел ни малейшего представления о глубинном содержании движения, которому мы бессознательно следовали. Это носилось в воздухе".


    Когда имрессионисты вынесли свои мольберты на природу, они прихватили и палитры, полные ярких чистых красок, придавших пейзажам лучистое мерцание. Используя несмешанные красители, которые накладывались короткими сильными мазками, импрессионисты передавали многокрасочность цветовых и световых оттенков природы. Эта техника, получившая название "техники цветопреломления", приводила к смещению очертаний, так что предметы казались отчасти смазанными.

  Камиль Писсарро был единственным, в ком Сезанн, осваивая пейзажную живопись, видел надежного наставника. Писсарро был не только на девять лет старше и гораздо опытнее, но, очевидно, обладал качествами прирожденного учителя и замечательно тонкого, доброжелательного критика.

  Писсарро был, пожалуй, единственным, у кого хватало доброжелательности и выдержки мириться с несносным нравом этого человека. Поэтому, когда Писсарро предложил Сезанну свое гостеприимство, равно как и помощь в работе, Сезанн с благодарностью откликнулся и, взяв Гортензию с ребенком, поселился у Писсарро в Понтуазе, расположенном в зеленой долине реки Уазы. Результатом пребывания Сезанна в Овере и Понтуазе явилось то, что пейзаж и натюрморт стали привлекать его больше, чем вымышленные сюжеты.

Ландшафт, прорезанный полотном дороги. 1869-1871

  Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. По временам он менял направление мазка не только в разных работах, но и на разных участках одной картины, но всегда строго следил за тем, чтобы внутри каждого участка мазки сохраняли одинаковую форму и ложились в строго параллельном направлении. Эта протяженность мазков придает живописи Сезанна сходство с тканой или даже ковровой поверхностью и ощущение ритмического движения ("Замок в Медане").

   Вместе с Писсарро Сезанн с перерывами работал в течение 1872 - 1874 годы. Желание учиться в нем не убывало, а его трудоспособность казалась неистощимой. В Понтуазе и Овере он работал маслом, акварелью, пастелью, рисовал, копировал картины Писсарро, чтобы лучше понять технические и цветовые приемы старшего коллеги и даже занимался гравюрой.

   Писсарро распознал самобытность сезанновского таланта. Он утверждал, что Сезанн обладает уникальным видением. Рассказывая об их творческих отношениях, Писсарро вспоминал: "Мы всегда были вместе, но каждый оберегал то единственное, что действительно имеет значение, - свои собственные ощущения".

   В 1873 Писсарро свел Сезанна с парижским торговцем произведениями искусства Жюльеном Танги, который обладал отличным художественным чутьем. Танги принимал у художников, которых считал многообещающими, работы в обмен на холсты и тюбики с красками. Таким образом он приобрел много картин Писсарро, Сезанна, Гийомена, Сислея, Ван Гога, Гогена, Синьяка, Сера. Другим покровителем был Виктор Шоке, парижский таможенный чиновник и собиратель живописи и антиквариата. Он не был богат, но обладал чутьем, позволившим ему собрать первоклассную коллекцию современных художников, включавшую работы Мане, Ренуара, Моне и Писсарро. Впервые увидев картины Сезанна в магазине Танги, он без промедления приобрел "Купальщиц"; к моменту своей смерти в 1900 году он владел более чем тридцатью работами Сезанна.

   Определенного успеха Сезанн добился лишь на Салоне 1882. Художник Антуан Гийеме стал членом официального жюри и получил право представить работу одного из своих учеников. В этом качестве он выставил картину Сезанна, известную под названием "Портрет господина Л. А.". Эта работа с тех пор исчезла.


 Вид на Овер-сюр-Уаз.


   С конца 70-х до начала 90-х годов Сезанн с неутомимым упорством беглеца метался из одного места в другое. Так, мы находим его живущим в Эстаке, Гарданне и Эксе на юге, в Понтуазе, Овере, Шантильи, Фонтенбло, Иссе, Мелуне, Медане, Ларош, Гуйоне, Виллене, Верноне вокруг Парижа и в полудюжине квартир в самом городе. Сезанн редко задерживался на одном месте хотя бы на год, но в некоторые из них возвращался по нескольку раз.

  В своем добровольном изгнании Полб Сезанн превратился в великого художника. Мы можем судить об этом превращении по его холстам, но о нем самом в этот период располагаем лишь отрывочными сведениями. О том, что происходило с ним, сообщают только Ренуар, Моне и Писсарро - лишь они время от времени видели Сезанна. Обладая несходными характерами Писсарро необычайно терпелив и благодушен, Моне - редкостно энергичен, Ренуар - щедр и весел,- все они оценили художественную значимость Сезанна и мирились с особенностями его натуры. На протяжении 30 лет все трое оставались друзьями Сезанна и поддерживали его.

  Большую часть времени Сезанн проводил в Провансе. С конца 1882 до лета 1885 он неохотно покидал эти места, работая либо в Эксе, где жил в родительском доме, либо в Эстаке, где "в домике с садом сразу за станцией" жили Гортензия и маленький Поль.

CeZANNE STILL LIFE WITH BASKET OF APPLES,1890-94, THE ART IN. Поль Сезанн

Натюрморт с бутылкой и корзиной с яблоками

   К этому времени Сезанн стал все больше сосредотачиваться на натюрморте. Если Мане был первым, кто подогрел интерес Сезанна к натюрморту, то художником, в наибольшей степени повлиявшим на него в этом смысле в зрелые годы, был Жан-Батист Шарден. Весомость объемов, слитность отдельных частей картины у Шардена в целом внушили Сезанну новое понимание возможностей натюрморта.

    Вещи, которые художник использовал в своих натюрмортах, не были ни разнообразны, ни роскошны. Драгоценности, китайские безделушки, прекрасный шелк не прельщали его. Он снова и снова писал яблоки. Ему нравились персики, груши, апельсины, лимоны и лук. Рядом с ними он ставил одиночные предметы: чайники, кувшины, бутылки, блюда, стаканы, тарелки. Таковы главные герои сезанновских композиций.  

    Сезанн писал натюрморты на протяжении всей творческой жизни, его равно увлекали натюрморт, пейзаж, изображение фигур людей и портретная живопись, но натюрморту он уделял особое внимание в период с 1883 по 1895, когда создал 59 картин этого жанра.

   Рильке заметил, что натюрморты волнуют его потому, что Сезанн "заставил их выражать вселенную" - сделал их средоточием гармонии и противоречий реального мира. Преклонение перед натюрмортами и другими картинами Сезанна подвигли Гогена на знаменитое описание "Глядя на Сезанна". В письме другу-художнику от 1885 Гоген восклицал: "Этот непостижимый человек, с натурой по сути своей мистической и восточной (он похож на старого левантинца). Его формы таинственны и гнетуще спокойны, как у человека, погруженного в сон, его цвет исполнен восточной важности. Он человек полудня и проводит целые дни на вершине горы, читая Вергилия и созерцая небеса; его горизонты широки, его голубой необычайно интенсивен, красный волнующе подвижен".  

   Проводя недели, а часто и месяцы в работе над своими натюрмортами, Сезанн создал около 200 картин этого жанра.

    В основном под влиянием Сезанна и в меньшей степени Мане французское искусство, постепенно отказавшись от пейзажа, главного жанра XIX века, обратилось к натюрморту. Преодолев статус второсортного, жанр натюрморта после Сезанна стал полноправным выражением художественного видения многих крупнейших мастеров XX века.



  Вместе с пейзажами и натюрмортами Сезанн создавал и портреты, первым из которых был портрет отца, написанный в начале 60-х годов. Большинство портретов, созданных Сезанном, имеет отличительное общее свойство: он так мало заботился о сходстве с оригиналом, что его портреты кажутся портретами вообще. Часто героями портретов были его жена Гортензия, которую он писал более сорока раз, и он сам. Сохранилось более 35 его автопортретов.

   Интерес к человеческой фигуре Сезанн выразил и в создании групповых портретов. В поздний период творчества он увлекся идеей соединить два крупнейших живописных жанра, включив фигуры людей в пейзаж и блестяще реализовал её в "Больших купальщицах".

  В 1880-90-е Сезанна по-настоящему занимали пейзажи Прованса. Интерес был таков, что он создал 300 живописных пейзажей, и половина из них выполнена между 1883 и 1895 годами.

  Естественное соотношение форм тяжелой, выжженной солнцем земли Прованса и прозрачность здешнего света напоминали Сезанну его представления об Италии и Греции, и Прованс был связан с этими странами как один из "великих классических ландшафтов".

Cezanne  (7). Поль Сезанн

  В течение жизни Сезанн написал огромное количество видов Прованса. Но было среди них несколько, к которым он обращался чаще, чем к другим. Среди них наиболее продуманно выстроены виды города Гардана. Другим излюбленным местом для Сезанна-пейзажиста были окрестности Эстака. К началу 90-х годов интерес Сезанна к ландшафтам Эстака угас, и художник сосредоточился на видах горы Сент-Виктуар, которая неизменно очаровывала его. Он рисовал Сент-Виктуар более 60 раз. С середины 80-х годов Сент-Виктуар стала единственной и самой важной темой пейзажей Сезанна и оставалась ею до конца его жизни.

   В конце 1895 года произошло заметное изменение в восприятии творчества Сезанна критикой, равно как и публикой. Именно в это время Амбруаз Воллар, известный торговец произведениями искусства, посвятивший свою жизнь поддержке художников-новаторов, организовал и представил большую ретроспективную выставку художника. Это был первый персональный показ его работ, ставший откровением даже для тех, кто были главными инициаторами выставки: Ренуара, Моне, Писсарро и Гийомена.

  Если Сезанн реагировал на выставку уклончиво, то художественный мир, пресса и публика уделили ей очень большое внимание. Писсарро писал своему сыну Жоржу: "Коллекционеры - глупцы, они ничего не понимают, между тем это первоклассный художник, удивительно тонкий, правдивый и классичный". Сыну Люсьену Писсарро сообщал: "Мой восторг не сравнить с ренуаровским, даже Дега попал под очарование этого утонченного дикаря, и Моне, и мы все...".
    Экспозиция 1895 имела успех и известность Поля Сезанна, до той поры весьма ограниченная, начала постепенно расти. Продажа его произведений существенно выросла. В 1897 Воллар посетил мастерскую в Фонтенбло, где художник в это время работал, и предусмотрительно скупил все находившиеся там работы.

 

Bathers (london). Поль Сезанн

Большие купальшицы.

  В сочетании зависимости с нетерпимостью заключена главная особенность характера Сезанна. Всю жизнь он тянулся к людям и одновременно отталкивал их. Если ему не удавалось передать на холсте суть изображаемого, он рычал, как зверь, ломал кисти и раздирал незавершенные полотна, мог бросить их на улице мокнуть под дождем и выгорать на солнце.

  Он ни в ком не нуждался, не хотел, чтобы его, как он сам говорил, "ловили на крючок". Это ощущение было столь острым, что в нем развился болезненный страх прикосновения. Однажды, когда художник Клод Бернар положил ладонь на его руку, он впал в неистовство. И, вдруг опомнившись, стал смущенно оправдываться: "Не обращайте внимания - это происходит помимо моей воли. Я не выношу, когда ко мне прикасаются, и идет это с очень давних времен".

  Он искал спасения в живописи. Работа была для него единственным, что приносило полное "душевное удовлетворение". Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. Во времена, когда его живопись подвергалась яростным нападкам, он писал матери: "Я научился чувствовать себя выше всего, что вокруг". Не вызывает сомнения, что он был твердо убежден в несравнимом превосходстве своего художественного видения.

  Источником творческого упорства была для Сезанна вера в искусство как "священнодействие". Вся его жизнь являет пример служения, преданности и эпической завершенности. И творчество его, и судьба исключительно важны для художников следующих поколений. В XX веке он предстал великим отшельником искусства, мужественно боровшимся в одиночестве. "Важно не то, что художник делает, но то, кем он является, - сказал о Сезанне Пикассо в 1935, - безграничное упорство - вот чему он учит нас".

Cezanne - Mont Sainte-Victoire (Philadelphia). Поль Сезанн

Вид на гору Сент-Виктуар

  Поль Сезанн похоронен на кладбище Сен-Пьер вблизи Экс-ан-Прованс на юге Франции. К северу от его могилы виднеется волнистая линия Звездных холмов, а еще дальше в прозрачном воздухе Прованса синеет гора по имени Сент-Виктуар.

  Всякий, кто попадает в эти края, сразу понимает, что все вокруг в каком-то смысле создано Сезанном. Белесые обнажения горных пород, резкие скосы сосновых лесов, душистые кустарники, прозрачное небо, плавные скругления и крутые скаты холмов - все это и еще многое Сезанн запечатлел на своих холстах с такой неотразимой силой, что побывать здесь после знакомства с его живописью - значит увидеть эти места отраженными в его глазах и в его одинокой душе. Сезанн как никто другой сумел проникнуться духом этой земли, прославил ее формы и цвета, раскрыл те ее глубины, в которые ничьи глаза до него не проникали.

   Однако вскоре путешественник осознает, что вид, открывающийся его глазам, на самом деле отличается от пейзажа, который Сезанн создает на своем холсте. Прованс, изображенный Сезанном, - проще и конструктивнее настоящего. На полотне далекие предметы кажутся близкими, а детали переднего плана сдвинуты в глубину. Краски на холсте - цвета Прованса, но если смотреть с той точки, где мог стоять с мольбертом художник, не всегда удастся обнаружить цветовую гамму сезанновских картин. На полотнах все выглядит более отчетливым и плотным.

  Художник Поль Серюзье писал за год до смерти Поля Сезанна: "Он очистил живописное искусство от вековой плесени, вернув ему цельность и чистоту классических образцов".

centre.smr.ruwin/artists/sezann/biogr_sezann.htm



  Поль Сезанн, возможно не догадываясь об этом, пришёл к созданию декоративной композиции без персонажей. Такая композиция могла держаться исключительно на сочетании декоративных пятен. Более того, Сезанн создал условия для введения в декоративную композицию множественного изображения.  Пабло Пикассо и кубисты почувствовали эти возможности, много говорили об этих возможностях, но сделали крайне мало. Результаты творчества Сезанна и, в ещё большей степени, творческой системы Врубеля, дали возможность выйти прямо на структуру множественного изображения в станковой живописи великому русскому художнику Павлу Филонову.

 

Серия сообщений "ДаКар":
Часть 1 - Итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374)
Часть 2 - Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962)
...
Часть 10 - Забытые новогодние книги от Кириллицы
Часть 11 - ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ***ГАЛЕРЕЯ
Часть 12 - Французский художник Поль Сезанн (1839 — 1906)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Я вернулась с моей новой бижутерией, ура!

    Я вернулась с моей новой бижутерией, ура! Случился у меня такой большой перерыв, не могла никак добраться до компьютера несколько месяцев... Но без…

  • Пельмени с фаршем из индейки

    Иногда балую себя любимую пельмешками. Обычно беру фарш индейки смеси тёмного и белого мяса, лук, зелень. Тесто из делаю из смеси 3х разновидностей…

  • Сироп из молодых побегов ели

    Нашла информацию о том, что можно использовать в пищу молодые побеги хвойных деревьев. Их добавляют в салаты, можно сделать прохладительный напиток…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments