мой волшебный мир кулинарии и творчества (laura_mz) wrote,
мой волшебный мир кулинарии и творчества
laura_mz

Category:

ДЕГА (Degas) Илер Жермен Эдгар.

Автор - IRIS. Это цитата этого сообщения

"Degas et le Nu" в Орсе.



 
ДЕГА (Degas) Илер Жермен Эдгар (19.7.1834, Париж, - 27.9.1917, там же), французский живописец, график и скульптор.

13 марта в Париже в музее Орсе открылась выставка произведений Эдгара Дега
“ДЕГА И ОБНАЖЕННАЯ НАТУРА”.
Проходить она будет по 1 июля 2012 года.
"Degas et le Nu" - первая выставка Дега с 1988 года
Впервые за последние 25 лет работы Эдгара Дега собраны в одну великолепную выставку.
Являясь доминирующим элементом творчества художника, обнаженная натура танцовщицы, присутствует практически во всех техниках, использованных Дега, включая картины, скульптуры, рисунки, и, прежде всего, в работах пастелью, в которых он добился наивысшего признания.





Обнаженная натура, которая в западной культуре успела побывать и символом красоты, и символом непристойности, у Дега впервые стала натурой раздетой. Совершив почти невозможное, Дега сказал о красоте новое слово - циничное.


 

Как объяснил куратор выставки Ксавье Рэй, цинизм Дега адекватен его эпохе:
"Я не думаю, что он был более циничен, чем другие. Он не любил женщин и, без сомнений, был отчасти женоненавистником, поскольку вся его эпоха была “женоненавистнической”. Когда он дистанцируется от женского тела – это дистанция от предмета искусства.
Дистанция между художником и женщиной, такая же, как межу художником и животным."


 


Теперь, с открытием в парижском музее Орсе выставки «Дега и обнаженная», о живописи его известно, кажется, сполна.
О жизни — по-прежнему почти ничего.
Балерины и скачки — таково обычно первое знакомство с картинами Эдгара Дега.
Художник, не в пример своим современникам, не увлекался работой на пленэре.
И не стремился запечатлеть изменчивость природы, перемены в атмосфере, связанные с восходом солнца или набежавшим ветром.
Его больше интересовали живые существа и их порывы.
Столько согнутых шей и запрокинутых голов натурщиц у других художников, наверное, не найти.
Но как его обнаженные расчесывают свои роскошные шевелюры! Так, что создается полная иллюзия скольжения расчески по волосам.
Это всего лишь стоп-кадр, но движение в нем просто потрясает.


 

 

Купальщицы — второй любимый мотив Дега. В «Завтраке после купанья в ванной» грации нет никакой.
Женщина не позирует, наоборот, твердо уверена, что, кроме служанки (а та не в счет), ее никто не видит.
Она не выходит из ванны, а пытается вылезти, находясь на грани падения, и потому так неуклюжа ее поза, так все у нее неграциозно и крайне неловко.


 

 

 

Судя по количеству материала, представленного в экспозиции, манеры женщин, приводящих себя в порядок, как-то по-особенному привлекали к себе художника. Он будто специально застает их в самые невыигрышные моменты.
Но эти работы не отталкивают взгляд, потому что выглядят жизненной правдой.
А если к композициям присмотреться уж очень внимательно, то видно: в них нет полностью выписанных персонажей.
Рука ли, нога или часть туловища — какая-то часть тела обязательно срезана, будто скрыта стеной или занавеской.
И такие неполные сцены воспринимаются куда естественнее, чем «правильные».
В них чувствуется привлекательная недосказанность и прелесть случайно подсмотренного эпизода.
К тому же, художник любил работать пастелью, и оттого тела у него получались особенно теплыми и живыми.


 

 

 

Эдгар Дега происходил из обеспеченной семьи, родился и умер в Париже, учился в самом престижном столичном лицее Людовика Великого (Lous le Grand), по завершении которого первым делом записался копиистом в Лувр.
Потом поступил в Высшую школу изящных искусств. Так что, с классической подготовкой и, в частности, со штудиями нагого тела был знаком.
И как надлежит писать обнаженную знал, но, судя по всему, делать так совершенно не хотел.


 

 

Самые безжалостные и «непристойные» - это, конечно, небольшие по формату монотипии 1870-х со сценками из парижских борделей.
Эту серию, по понятным соображениям, музей к публикациям в прессе не представляет.
И происходят они из частных коллекций или музейных фондов. Монотипии, выполненные черными чернилами, так остры и так ярко передают будни борделей, что не всякий зритель отваживается подолгу задерживаться перед ними.


 

 

 

Порвав на этой стадии с классическими, академическими формами, Дега, тем не менее, не порвал со стереотипами.
общественном бессознательном его эпохи существовал обобщенный образ проститутки – рыхлая, бесформенная в своей праздности, «безвозрастная» женщина.
Дега словно его проиллюстрировал.


 

 

 

Содержание затмевает форму, навязывая невиданные по неприличности сюжеты. Не зря мастер показывал эти зарисовки только узкому кругу друзей и хранил их в ящиках. На одной из монотипий проститутки в одних чулках и нашейных лентах равнодушно ожидают клиента на мягких диванах, на другой – толпа голых женщин чествует хозяйку публичного дома.
А сценка «Обнаженные женщины», которая может читаться и как лесбийский половой акт, и как медицинская аускультация - совсем из ряда вон.
Причем равнодушие обитательниц домов терпимости, поражает не настолько, как равнодушие и «арктическая» холодность автора.
Дега не сочувствует, даже не высмеивает, а отстраняется. Это двустороннее безразличие создает невероятно сильный, «удушливый» эффект.


 

Помимо живописных работ, на выставке есть и скульптура.
Сам Дега, уже при жизни ставший баснословно дорогим творцом, скульптуры свои никогда не выставлял.
Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов, и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру.


 

 

 

 

Темы скульптур Дега повторяли темы его картин - танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи.
Эти работы Дега лепил для себя, они заменяли ему этюды, и лишь немногие скульптуры он доводил до конца, а выставил за всю свою жизнь только одну - "Четырнадцатилетняя танцовщица".
Слепленные из воска эти скульптуры были очень хрупкими и непрочными, однако после смерти Дега в его мастерской нашли около 70 сохранившихся работ, и наследники художника перевели их в бронзу, - сам Дега никогда не работал с бронзой.


 

 

 

 

 

 

 

 

Как много скульптурных эскизов художник успел сделать, становится ясно при взгляде на большие витрины.
А ведь они считались незаконченными, промежуточными вариантами.
Даже в бронзе художник продолжал тему обнаженной, вытирающейся простыней или просто сидящей в корыте.


 

И опять Дега в поиске — он лепит самые невероятные позы.
И есть в зале еще одна интересная фигурка — «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица», но не в своей известной пачке, а нагая.


 

 

Импрессионистов чрезвычайно много оказалось за океаном. И когда американские музеи привозят в Европу то, что в XX веке было куплено богатыми меценатами и коллекционерами и осело в Соединенных Штатах, это всегда праздник.
Обнаженные Дега прибыли в Париж из Канзаса, Бостона, Филадельфии, Нью-Йорка, Чикаго, Вашингтона. Собрать подобную выставку невероятно сложно.


 

 

 

Эдгар Дега не бежал от общества, напротив, его можно было встретить в ресторанах, на ужинах у друзей, в салонах, в модных кафе на Больших бульварах и, конечно, за кулисами Парижской оперы. Но о планах и прожектах он не рассказывал, а своей семьи у него не было.
Молва не донесла до нас ни историй с женщинами, ни сплетен о великой тайной любви.
В его мастерскую имели доступ лишь редкие знакомые, которые, кроме позирующих натурщиц, никогда и никого там не застали.


 

 

Дега однажды заметил: «Обнаженные фигуры обычно изображают в позах, заранее рассчитанных на зрителя.
Однако я пишу скромных, простых женщин из народа, которые заняты обычным уходом за своим телом...
Это все равно, что подсматривать за ними через замочную скважину».
Не бросающий слов на ветер, Дега однажды сказал, что персонажи его картин - не более чем на «предлог», чтобы показать движение и вечную изменчивость жизни.
Благодаря усилиям художника его частная жизнь полностью ушла за кадр.
В молодости Дега говорил, что он хотел бы стать «знаменитым и неизвестным» (illustre et inconnu).
Таким он для нас и остался.

Источники:
1.Биография Эдгара Дега
2. Елена ЯКУНИНА. "Женщины Дега".
3.Ксения Гулиа. "Красота без прикрас".

 


Серия сообщений "ФРАНЦИЯ . путешествия.":

Часть 1 - Фонтан Стравинского в Париже.
Часть 2 - Спасибище , Друзья !!!
...
Часть 5 - Villa Adrienne - тайная вилла 14-го округа Парижа.
Часть 6 - Venise Vivaldi Versailles - венецианский карнавал в Версале.
Часть 7 - "Degas et le Nu" в Орсе.
Часть 8 - ТАМ, ГДЕ ГОСПОДЬ РИСУЕТ ЛАЗУРНЫМИ КРАСКАМИ
Часть 9 - Saint-Tropez - французская Ривьера.
Часть 10 - В воздухе Парижа пахнет рождеством
 

Серия сообщений "живопись,великие художники":
Часть 1 - Работы художника ELENA ILKU.
Часть 2 - Мировые шедевры живописи. Китайская современная и традиционная живопись.
Часть 3 - ДЕГА (Degas) Илер Жермен Эдгар.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments