мой волшебный мир кулинарии и творчества (laura_mz) wrote,
мой волшебный мир кулинарии и творчества
laura_mz

Category:

Загадки "Черного квадрата" Казимира Малевича.

Автор - Svetlana2070. Это цитата этого сообщения
Загадки "Черного квадрата" Казимира Малевича



r_pic.php (417x550, 35Kb)
Чёрный квадрат — самая известная работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году. Представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне.

Можно по-разному относится к «Черному Квадрату» (в последующем в этом тексте – ЧК) Казимира Малевича, однако отрицать, что актуальность этого полотна не угасает в течение ста лет, что практически ни одна дискуссия дома на кухне за чашкой чая, в интернете, ТВ и др. не обходится без упоминая о нем – бессмысленно. ЧК – это практически универсальный аргумент как «за», так и «против» современного искусства вообще и эпохи Модернизма, авангарда в частности



История картины

Работа была выполнена Малевичем летом и осенью 1915 года. По утверждению художника, он писал её несколько месяцев.

Работа была выставлена на последней футуристической выставке «0.10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Среди тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат».

Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Чёрного квадрата» (по некоторым данным, семь). Достоверно известно, что в период с 1915 по начало 1930-х годов Малевич создал четыре варианта «Чёрного Квадрата», которые различаются рисунком, фактурой и цветом. Один из «Квадратов», хотя и датирован автором 1913-м годом, принято относить к рубежу 1920-х-1930-х годов. Им были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и «Белый квадрат» («Супрематическая композиция» — «Белое на белом») — один.

«Квадрат» сыграл свою роль в оформлении похорон Малевича в 1935 году. Во время похорон на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте был установлен супрематический саркофаг, а над могилой (близ деревни Немчиновки) был поставлен деревянный куб с изображением чёрного квадрата. Вскоре могила была уничтожена.br>
История написания картины:с «Квадратом»

Существует версия, что «Квадрат» был написан к выставке — поскольку огромный зал надо было чем-то заполнить. Эта интерпретация основана на письме одного из организаторов выставки Малевичу:

Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только.

Изначально знаменитый квадрат Малевича впервые возник в декорациях к опере «Победа над Солнцем» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга. Это была знаменитая декорация к пятой сцене 1-го действия, представляющая собой квадрат в квадрате, поделённый на две области: чёрную и белую. Затем из декораций этот квадрат перекочевал в станковое произведение.

Непосредственная реакция критики

Крупнейший на тот момент художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа написал сразу после выставки:

Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны.

«Левая» критика поняла «Квадрат» так же, но реагировала на это восторженно.

Позднейшие интерпретации «Квадрата»
Традиционный еврейский тфилин в виде 2-х чёрных кубов со священными текстами внутри.

В дальнейшем некоторые исследователи связывали «Квадрат» с еврейскими мотивами в творчестве Малевича. Так, Леонид Кацис в работе Идеология витебского Уновиса, Иерусалимский Храм и Талмуд возводит «Чёрный квадрат» к тфилину:

Зададим себе вопрос: "Что могло значить выражение «чёрный квадрат на чёрном фоне», «чёрный квадрат на белом фоне» и т. п. для молодых витебских художников-евреев, проживших всю свою жизнь в еврейской провинции? Как должны были они воспринимать этот предмет (и предмет ли это?), если сами они писали: «Носите чёрный квадрат…»? Никак не менее 5 раз в неделю видели они, если не использовали сами, именно предмет, который представляет собой «чёрный куб на чёрном квадратном фоне». Это тфилин — ритуальный предмет, надеваемый иудеями при молитве. Понятно, что чёрный куб на чёрном фоне и даст нам искомый «чёрный квадрат на чёрном фоне».

Тот же автор фиксирует факт ношения «чёрных квадратов» некоторыми участниками супрематистского движения.

«Чёрный квадрат» в литературе

Виктор Пелевин в своём романе «Священная книга оборотня» пишет от лица главной героини:

…я яростно рванулась к чёрному квадрату свободы, в котором уже горели первые звезды. Забегая вперёд, хочу сказать, что именно этот опыт помог мне впоследствии понять картину Казимира Малевича «Чёрный Квадрат». Я бы только дорисовала на нем несколько крохотных сине-белых точек. Однако Малевич, хоть и называл себя супрематистом, был верен правде жизни — света в российском небе чаще всего нет. И душе не остаётся ничего иного, кроме как производить невидимые звезды из себя самой — таков смысл полотна.


Последние экспозиции

На знаковой выставке 2004 года в варшавской галерее «Захента» «Варшава — Москва, 1900—2000», где выставлялись более 300 картин, скульптур, инсталляций (в частности, много картин русского авангарда) «Квадрат» из Третьяковской галереи был представлен в качестве центрального экспоната выставки. При этом он был вывешен в «красном углу», как на выставке «0.10».

В 2005 году на выставке. графики современных художников из стран Центральной и Восточной Европы «Смысл жизни — смысл искусства» (в России была представлена в Третьяковской галерее с 8 ноября — 4 декабря) экспонировался рисунок словенской арт-группы «IRWIN» — «Три иконы», где чёрный квадрат Малевича висит в красном углу. Тот же чёрный квадрат появляется в рисунках Эрика Булатова и Леонида Сокова.

Интересные факты

* В настоящее время в России находятся четыре «Чёрных квадрата»: в Москве и Санкт-Петербурге по два «Квадрата»: два в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже. Одна из работ принадлежит российскому миллиардеру Владимиру Потанину, который его приобрёл у Инкомбанка в 2002 году за 1 миллион долларов США (30 миллионов рублей) и передал на бессрочное хранение в Эрмитаж этот первый из существующих вариантов холста с изображением «Чёрного квадрата» кисти основателя супрематизма.

* Один из «Чёрных квадратов», написанный в 1923 году, является частью триптиха, в который также входят «Чёрный крест» и «Чёрный круг».

* В 1893 году уже выставлялась аналогичная картина Альфонса Алле, под названием «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью».

* По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу черной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Черные квадраты» уже на чистых холстах. Попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем совершались неоднократно. Однако ученые и критики посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб.

Источник http://metod-sunduchok.ucoz.ru/publ/3-1-0-144


Обложка_несмеянова (401x550, 42Kb)
Ольга Несмеянова. «Черный Квадрат»: ничего кроме реализма»

1) Это определенно выдающееся произведение искусства. Довод о том, что ЧК – ерунда потому, что его может нарисовать любой, не играет. Много чего из выдающегося может нарисовать любой или многие. Ценность произведения искусства вовсе не равна демонстрации умения, навыка – это прерогатива ремесла. «Джоконду» сегодня тоже могли бы нарисовать многие. И верно, что появись она сейчас – это было проходное никем не замеченное произведение, каких много. Так же бессмысленно повторять и ЧК. Они именно потому и интересны, что были авангардными в свое время. Как и основная масса произведений искусства, “Джоконда” является шедевром только в историческом контексте. Но тоже самое и ЧК: он появился вовремя и в нужном месте, а изображен при этом пейзаж с женщиной или чёрный квадрат – это ведь нигде и никаким законом не установлено, что именно дозволено изображать.
Попадание в исторический момент, умение встать в историю как бы впереди времени, сделать заявку на будущее искусства, предвидеть или обозначить своей работой пути развития худ. форм – вот истинная актуальность шедевра. Учитывая то, что в современном искусстве прекрасное и безобразное равноценны, не имеет значения при этом положительные или отрицательные эмоции возникают при взгляде на предмет искусства

2) о дегенеративности ЧК. Часто говорят о ЧК как о вырождении, деградации искусства и о Малевиче как о наглеце, решившемся представить людям то, на что другие не решились. Здесь опять по всем пунктам мимо. Во-первых, Малевич не первый подобное представлял, но почему-то других не заметили и не запомнили. А почему? Кто мешает вспомнить и ругать каждый день их? об этом несколько позже
Во-вторых, авангард в процессе модернизации искусства поставил его(искусство) на более высокую, осмысленную ступень уже и потому, что сделал теорию( как бы отдельно и самостоятельно от искусства существовавшую с 18 века, а до этого времени не осознаваемую как теория искусства вообще) неотъемлемой частью нового искусства, его оправданием и его законом. С тех пор ситуация сохраняется до настоящего времени.В историческом периоде становления авангарда(т.н. период Модернизма) теория расцветает бурным цветом именно в связи с практикой нового искусства. Стали появляться произведения, подтверждающие теорию нового искусства и ЧК – одно из них. Исходя из собственной теории авангарда в искусстве не бывает прогресса. А тот ступор, в каком было академическое и салонное искусство к началу 20 века, говорит о его полностью застойном состоянии. Если бы оно воспринималось обществом как прогрессивное, то навряд ли потребовалась бы столь масштабная модернизация искусства и обществ, какая была в 20 веке. При этом совершенно логично вытекает, что если нет прогресса в искусстве, то не может быть и регресса, а значит и не может быть дегенеративных произведений( а самое дегенеративное для многих – это ЧК), а все они так или иначе являются развитием. Развитие как известно может идти как назад, так и вперед, при этом не стоит давать оценок – какой момент лучше? Пример житейский – когда болезнь развивается вспять – это благо, это хорошо, это понятно каждому. И все в жизни(и искусстве)тоже не так однозначно. И ЧК есть то самое развитие вспять, его тупиковая точка. От которой искусство может идти в разных направлениях, что мы и видим сегодня .Этим и ценен вызов Малевича, который решился эту тупиковую точку людям показать, нашел для этого адекватные средства выразительности.

3)О логике искусства вообще и ЧК в частности. Любое выдающееся произведение искусства логично. В нем все связано, логично вытекает одно из другого, один композиционный момент предполагает другой, цвет взаимосвязан гармонично, сюжет имеет свою логику. Любая самая лихая и экспрессивная абстракция имеет свою логику. В этом смысле любой шедевр – рационален. Логика произведения выступает как логика содержания, формы и их взаимосвязи. Изображение, лишенное логики, не соотносится с искусством. И обратная связь – наличие логических связей бесспорный показатель принадлежности к искусству и Малевич дерзко представляет публике чёрный квадрат как доказательство – худ. форма не имеет границ ни в сторону усложнения, ни в упрощении, хотя бы это будет всего лишь черный квадрат… Какой ход и какой яркое доказательство! По сути математическое
Логичность искусства ощущается всегда. С этим связаны попытки введения математизирующих приемов, всяческих «золотых сечений» и попыток алгеброй подтвердить гармонию. Они, конечно, бессмысленны потому что логика искусства не носит понятийного характера, она парадоксальна с точки зрения обычной логики. Теоретик №1 20 века Т.Адорно пишет о логике искусства: «… невозможно отделаться от навязчивого воспоминания о логике сновидения, в которой чувство неизбежной необходимой закономерной последовательности связано с моментом случайности». По-моему очень точно. Он кстати интересно подмечает, что ведь и «математика, в силу своего формального характера, беспонятийна; ее знаки не характеризуют ничего, и так же мало, как искусство; она не выносит экзистенциальных оценок; часто говорят об эстетической сущности математики.»

Есть ощущение, что ЧК – промежуточная форма между математикой и эстетикой, настолько сильна его логика. И дело даже не в математической, геометрической форме квадрата(хотя это очень важно – именно квадрат!). Логика квадрата в том, что в период отрицания авангардом всего предшествующего опыта искусства, всех его наработок, попыток выбросить его «на свалку истории», Малевич представил то, что останется на нуле искусства, отказе его от развернутой формы, картины. ЧК – без сомнения это минимальная форма картины, ноль искусства(но не конец), от которого возможен отсчет и движение(как по числовой оси от нуля) как в одну, так и в другую сторону: как в сторону развития новой фигуративности от формального нуля, так и в отсчете новой абстрактности, развивающей новые абстрактные формы от простейшего квадрата

Если говорить о логике шедевра, то она в ЧК присутствует сполна. Давно замечено, что шедеврами как правило признается самое лаконичное произведение своей эпохи. Уж что-что, а лаконичность формы у ЧК заметна даже дилетанту, который часто именно за это ненавидит ЧК. Это крайняя запредельная простота больше всего и будоражит. Можно обнаружить что многие совр.авторы делали разные попытки так или иначе «заполнить» ЧК изображениями и смыслами, считая черноту квадрата пустотой или фоном. Но как правило эти попытки мало удачны и как правило вызывают у зрителя легкое раздражение попыткой «примазаться» к Малевичу. ЧК до такой степени выверен формально и самодостаточен(недаром Малевич пришел к нему в результате многих лет опытов с самыми разными квадратами), что даже его противники воспринимают попытки улучшить или украсить квадрат как ненужную глупость.

4) о форме и содержании ЧК. В свое время Эль Лисицкий говорил, что Малевич свел все формы и всю живопись до абсолютного нуля. Форма – это пространство, от которого отсечено лишнее… в этом смысле конечно именно квадрат является абсолютной формой, где равенство сторон, углов не дает повода для сравнения и преобладания, соперничества. Квадрат чист и абсолютен. Это бесстрастная форма, не плюс и не минус, это ноль живописи, особенно подчеркнутый отсутствием цвета. Многие видят в ЧК космос, вселенную, черную комнату с черной же кошкой внутри, окно в бесконечность и т.п. Убеждена, имеет место изображение ТОЛЬКО черного квадрата как геометрической формы. И ничего больше. То есть в работе Малевича мы имеем дело С РЕАЛИСТИЧНЫМ изображением чёрного квадрата. Это главная мысль! ЧК – это реализм. Это подтверждается собственным исследованиям и теоретическим работами Малевича(см. обложку его книги с фигурой ЧК на ней), где он пишет о «новом реализме», что доказывает именно правоту от реализме Черного Квадрата, а не тех(надо сказать если не всех, то очень многих), кто говорит о том, что Малевич своим ЧК реализм перечеркивает и уничтожает, за что его и надо ненавидеть.

При этом изображение ЧК является как реалистичным, так и абстрактным ОДНОВРЕМЕННО. Также это одновременно живопись и графика. Кроме того, это случай, когда форма (черного квадрата) является одновременно и его содержанием (изображен черный квадрат и ничего кроме). Т.е. и формой, и содержанием ЧК является черный квадрат как геометрическая фигура. Именно это и подтверждает, что мы имеем дело с УНИВЕРСАЛЬНОЙ, абсолютной художественной формой и в этом тоже момент гениальности этого полотна. Конечно, надо еще учитывать и известный посыл М.Дени, Матисса о том, что картина это раскрашенная плоскость и форма плоскости не может не учитываться и формировать изображения. Это еще одна из причин, почему квадрат, а не круг. Квадрат повторяет конфигурацию, идет вслед за рамой и растворяется в этой форме. А круг, треугольник уже будут давать зоны отсечения от рамы.

Форма квадрата конечно не случайна. Креативность квадрата, то, как он бъет по сознанию и подсознанию человека несравнима ни с какими другими формами. В этом смысле квадрат есть универсальный знак и не случайно из древности у разных народов солярные(т.е. связанные с культом солнца как источника жизни) наиболее влиятельные знаки имеют форму квадрата или свастики, вписанной в квадрат. Креативность квадрата на уровне восприятия ощущалась всегда. Леонардо да Винчи пишет:”…геометрия сводит всякую поверхность, окруженную линией, к фигуре квадрата и каждое тело к фигуре куба, а арифметика делает то же самое со своими кубическими и квадратными корнями” (Избранные произведения. Тр. Искусство. Гл. Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором. Минск-Москва. 2000, с.246). То есть речь опять о квадрате как абсолютной форме. Черный квадрат обладает предельной, крайней выразительностью, которая проявляется через обобщенный миметический момент черного квадрата как знака.

Относительно содержания нельзя не вспомнить, что были и более ранние попытки представить монохромное геометрическое пространство(прямоугольник, что уже само по себе не то, не действует), для увлекательности «нагрузив» дополнительным содержанием в виде цвета или названия. Это безусловно ошибка от которой действие теряло смысл, логику и не имело того влияния на историю искусства, каким обладает и по сей день ЧК.

http://klauzura.ru/2011/10/olga-nes...krome-realizma/



Серия сообщений "великие художники и шедевры":

Часть 1 - Клод Моне
Часть 2 - Художник Поль Гоген (Paul Gauguin)
Часть 3 - Картины Юрия Пименова
Часть 4 - Загадки "Черного квадрата" Казимира Малевича
Часть 5 - Художник Пьер Огюст Ренуар. Часть 1
Часть 6 - Художник Пьер Огюст Ренуар. Часть 2
...
Часть 12 - Художник Эдуард Мане
Часть 13 - Художник Анри Матисс (Henri Matisse). Натюрморты
Часть 14 - Художник Анри Матисс (Henri Matisse). Пейзажи


Серия сообщений "живопись,великие художники":
Часть 1 - Работы художника ELENA ILKU.
Часть 2 - Мировые шедевры живописи. Китайская современная и традиционная живопись.
...
Часть 9 - Клод Моне (Claude Monet).
Часть 10 - Поль Гоген (Paul Gauguin).
Часть 11 - Загадки "Черного квадрата" Казимира Малевича.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Я вернулась с моей новой бижутерией, ура!

    Я вернулась с моей новой бижутерией, ура! Случился у меня такой большой перерыв, не могла никак добраться до компьютера несколько месяцев... Но без…

  • Пельмени с фаршем из индейки

    Иногда балую себя любимую пельмешками. Обычно беру фарш индейки смеси тёмного и белого мяса, лук, зелень. Тесто из делаю из смеси 3х разновидностей…

  • Сироп из молодых побегов ели

    Нашла информацию о том, что можно использовать в пищу молодые побеги хвойных деревьев. Их добавляют в салаты, можно сделать прохладительный напиток…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments