мой волшебный мир кулинарии и творчества (laura_mz) wrote,
мой волшебный мир кулинарии и творчества
laura_mz

Анри Матисс

Автор - БлОнДа_Т_777. Это цитата этого сообщения

Анри Матисс
 

Анри Матисс

    Анри Эмиль Бенуа Матисс (Henry Matisse; 31. 12.1869 г. Ле Като – 03.11.1954 г. Симье, близ Ниццы) французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма. Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия («Танец», 1910 г.; «Красные рыбки», 1911 г.), а также в своих витражах, гравюрах, литографиях.

1.
Голубая обнаженная (700x450, 81Kb)


2.
Женщина в шляпе (373x530, 47Kb)

3.
Ивонна Ландсберг (394x600, 84Kb)

4.
Итальянка (429x575, 51Kb)

5.
Красная комната (700x575, 85Kb)

6.
Красные рыбки (385x600, 86Kb)

7.
Мастерская художника (700x575, 94Kb)

8.
Обнаженная спина (515x700, 90Kb)

9.
Одалиска в красных шароварах (650x530, 77Kb)

10.
Одалиски (700x573, 92Kb)

11.
Окно (470x600, 95Kb)

12.
Очертания Нотр-Дам ночью (507x700, 74Kb)

13.
Площадь в Сен-Тропе (425x600, 89Kb)

14.
Поднятое колено (583x700, 87Kb)

15.
Портрет Делекторской (418x600, 51Kb)

16.
Портрет жены художника (308x480, 26Kb)

17.
Радость жизни (700x504, 96Kb)

18.
Разговор (590x480, 70Kb)

19.
Семейный портрет (569x420, 89Kb)

20.
Сидящая женщина (307x520, 48Kb)

21.
Сидящий Риффиан (470x600, 63Kb)

22.
Танец (700x471, 61Kb)

23.
Уголок мастерской (334x600, 63Kb)

24.
Урок музыки (590x700, 90Kb)

  Годы учения

   Первые опыты в живописи относятся к 1890 году. В 1892 году Матисс учится в Париже в Академии Жюлиана у А. В. Бугро – мэтра салонного искусства. В 1893 – 1898 гг. работает в мастерской Г. Моров Школе изящных искусств. Мистик и символист Моро предрекал начинающему художнику большое будущее, особенно выделяя его новаторские приемы в сочетаниях разных цветов. Матисс копирует в Лувре произведения Шардена, де Хема, Пуссена, Рейсдаля, интересуется творчеством Гойи, Делакруа, Энгра, Корои Домье. Память о старых мастерах и предшественниках сохранится в его работах надолго. С 1896 года Матисс начинает выставлять свои работы в салонах. По совету К. Писсароедет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера.

   Становление художника

   1901-1904 гг. – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет; появляется техника импрессионистического дробного мазка. Знакомится с творчеством А. Майоля, художника группы «Наби», увлекается искусством П. Гогена(посмертная выставка которого состоялась в 1903 году в Париже), П. Сезанна. Первая профессиональная выставка Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара. Летом 1904 года Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьякоми Э. Кроссомедет на юг Франции, в Сен-Тропез. Анри Матисс начинает использовать в своих работах технику дивизионизма – раздельных точечных мазков. В 1905 году выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной манерой письма, характерной для пуантилизма. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолом вокруг формы, цветному взаимодействию больших колористических масс.

   Фовизм

   В 1905 году в знаменитом парижском осеннем Салоне вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ, и среди них картину «Женщина в зеленой шляпе». Эти произведения произвели скандальный фурор и положили начало фовизму. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. К 1906 году он завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме. В сюжете картины сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В этот период появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика; продолжает совершенствоваться рисунок, выполненный преимущественно пером, карандашом и углем. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.

   Зрелое творчество
 
   В
1907 году Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908 г.) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В его мастерской появляются ученики из разных стран. В 1908 году С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910 г., Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Третье панно — «Купание, или медитация» — осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911 г., Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В зимние месяцы с 1911 года по 1913 год художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912 г., там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.

 Между двумя войнами

После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 году исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо. В 1930 году едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно — танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944 – 1947гг., воспроизведенной впоследствии в литографиях). ПередВторой мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи заметно упрощается. Рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940 г., Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж).

   «Капелла четок»

   В 1948 – 1953гг. по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу — керамическое панно с изображениемСв. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий.

   Образы и стиль

   Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930 - 1940гг., Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941г., уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, в большинстве уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.

 

 

Серия сообщений "о художниках":
Часть 1 - Марк Шагал.
Часть 2 - ДЕГА (Degas) Илер Жермен Эдгар.
...
Часть 11 - 100 лет со дня рождения Сальвадора Дали
Часть 12 - Импрессионизм - мир света, солнца и воздуха
Часть 13 - Анри Матисс

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments